Яндекс.Метрика
+7 (499) 240-48-48; +7 (499) 240-48-77
Заказать звонок

Навигация: Статьи наших авторов / Ступени восхождения к информационному обществу


Ступени восхождения к информационному обществу

В новом тысячелетии мир вступил в стадию развития, которую все чаще называют информационной. В современном обществе информация пронизывает все виды деятельности человека – от научно-исследовательской до повседневной бытовой. Однако, несмотря на широкое применение ставшего модным термина информация, до сих пор даже не существует его единого аналитического определения. Это свидетельствует об отсутствии строго научной теории информации и социальных форм ее воплощения. Между тем, без такого определения невозможно говорить о закономерностях развития информационного общества, о кризисных проблемах этого развития, методологии их выявления и прогнозирования, о необходимых направлениях научных исследований для решения этих проблем и формирования механизмов реализации найденных решений.

Основатели теории информации рассматривали информацию как фундаментальное свойство всех материальных объектов, как объективное свойство реальности. В дополнение к свойствам материального мира иметь массу, т.е. быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания, а также существовать в движении как способе существования материи информация, в понимании основателей ее теории, выступает в качестве третьего фундаментального его свойства, характеризующего степень организованности и определенности материальных объектов. (Шеннон, с. 404; Винер,  с. 201).

Современные исследователи информации дают этой категории более узкие и отличающиеся друг от друга толкования. Представляется, однако, что это многообразие определений как правило не противоречиво, а просто отражает свойства информации, проявляемые ею в разных отношениях. Подобно геному растения, реализующему себя сначала в форме семени, затем стебля, почки, цветка, плода, информация на разных этапах эволюции жизни также выступает в разных обличьях. За многими из них трудно распознать скрывающуюся под ними истинную природу явления, подобно тому,  как в цветке растения мы не узнаем семени, из которого цветок произрос в результате различных метаморфоз. Однако именно в этой непрерывной смене форм и проявляет себя   истинная природа информации. 

Важнейшая задача науки - обосновать фундаментальные  отношения, лежащие в основе современного информационного общества, исходя из них обозначить закономерные ступени его развития, оценить проблемы, возникающие перед Россией при вступлении в него.

Будущее общество возникает из его сегодняшнего состояния, так же как то, чем мы живем сегодня, создано на основе достижений предшествующих поколений. Поэтому будущее неизбежно аккумулирует в себе, осваивая  что позитивно, а что отрицая, опыт всей человеческой истории и даже – поскольку человек является биосоциальным существом – его биологической предыстории. Здание будущего – это не воздушный замок, оно покоится на прочном материальном и духовном фундаменте, созданном по кирпичику на протяжении миллионов лет эволюции животного мира и тысячелетий общественного развития человечества. И только учитывая все особенности этого фундамента и возведенных  нижних этажей,  можно строить более высокие этажи без опасения, что здание рухнет.

  1. 1.      Объект и его информация

Мир, в котором мы живем, состоит из множества взаимодействующих друг с другом материальных  объектов.  Каждый объект, независимо от степени  его сложности, проявляет себя тройственным образом. Он, во-первых, испытывает на себе многообразные воздействия внешнего мира. Во-вторых, под этим воздействием он определенным образом трансформируется, в нем происходят внутренние преобразования его  пространственно-временных форм. Наконец, в-третьих, в результате этих преобразований объект приходит в неравновесное состояние, которое подобно пружине приводит его в действие. Всякое действие вызывает противодействие окружающей среды и новую трансформацию объекта. Процесс замыкается.

В соответствии с тремя проявлениями объекта информация аналитически также выражается тройственным образом. Три ее определения выделены академиком Колмогоровым (Колмогоров, 1965).

Во-первых, информация характеризует степень связанности, коммуникативности элементов объекта между собой и с объектами внешнего мира. В качестве меры информации здесь выступает единичная связь  (или ее отсутствие) между двумя элементами (log22), названная бит. Степень их связанности выражается через  логарифмическую зависимость. Общее количество связей  в объекте определяется зависимостью Хартли

IЭ = Nlog2N                                             (1),

где N – количество элементов в объекте, а IЭ – количество связей,  экстенсивной информации в нем.

 Поскольку логарифмирование – это действие, обратное возведению в степень, а в степенном отношении целое умножает, воспроизводит само себя, для информации безразличен ее физический носитель: единица информации, как и общее количество информации, безразмерны, выражают только количество воспроизведений бинарных связей. Безразмерность информации - ее важнейшее свойство, т.к. является условием ее переноса с одного материального носителя на другой, способности к сложению, аддитивности. Эта ее особенность служит, в том числе, основой возможности воплощения замыслов, рождаемых в нашей голове, в реальных объектах.

Когда все элементы в единичном объекте связаны между  собой, т.е. когда отношения элементов в нем характеризуются зависимостью

n  (n - 1) = 1, или n2 – n – 1 = 0,                                      

структура объекта строится на пропорциях золотого сечения – основного закона строения целого как единства многообразного, в котором части хотя и несоизмеримы между собой, неповторимы, тем не менее образуют единое целое.

Из определения золотой пропорции следует, что она является противоположностью хаосу, для которого характерно как раз полное отсутствие упорядоченных связей между отдельными элементами. Эволюция природы, историческое развитие человека демонстрируют непрерывное увеличение количества связей  в объектах, рост их сложности, удаление строения природных и социальных организмов от хаотических состояний и последовательное приближение их структуры к золотой пропорции.

Определение Хартли устанавливает только наличие связей между элементами объекта, их топологию, но не раскрывает, с какой частотой, интенсивностью эти связи функционируют, каков приоритет их осуществления в реализации целостных функций объекта, как они отражают внешние воздействия и преобразуют их во внутренние.

Это отражательное свойство информации описывается зависимостью Шеннона, в основу которой положен вероятностный подход определения количества информации.

В качестве единицы информации (тоже бит) здесь уже  принят показатель, характеризующий устраненную неопределенность в ситуации с двумя равновозможными исходами:

Бит = – (1/2 +1/2)log21/2 .

Как известно, в подобной ситуации оказался Буриданов осел. Общее количество интенсивной информации (Iи), вносимой в систему путем устранения возникших в ней неопределенностей, выражается как

                                               Iи = – Sp(x) log2p(x)                                        (2).

Из вероятностного определения информации следует, что чем неожиданнее, невероятнее какое-либо событие или сообщение о нем, тем больше оно вносит информации в систему.  И наоборот, если совершается ожидаемое событие, оно ничего нового в систему не вносит. В этом случае прошлое и будущее системы не имеют существенных различий, тождественны. Отсюда следует, что детерминированное «развитие» систем (log21=0 ), не отводящее никакой роли случаю, может быть только моментом или периодом в их движении. Наоборот, чем меньше была возможность воплощения в системе некоторых отношений и связей, тем больше в ней отличий от других систем, тем она неповторимее. Наиболее полно поэтому  интенсивная информация получает свое выражение в творческой деятельности, основная задача которой создавать то, чего еще не было, и которая выступает в качестве основного структурообразующего момента при преобразованиях систем.

Информация в своей третьей функции определяет степень организованности поведения объекта под воздействием внешней среды и происходящих в нем внутренних структурных преобразований. Академик Колмогоров предложил в дополнение к  комбинаторному и вероятностному подходам определения количества информации свой, алгоритмический подход, основанный на теории рекурсивных функций, согласно которому количество информации объекта определяется минимальной длиной программы, позволяющей преобразовать объект из менее сложного в более сложное состояние, или какой-либо простой объект в другой, более высоко организованный. Цепь случайных, шенноновских событий в реакции объекта на основе проб-ошибок должна в конечном итоге выстроиться в организованную последовательность определенных движений.

Определение количества информации, предложенное Колмогоровым, предполагает шенноновское и хартлиевское определения в качестве своего исходного и конечного состояния: случайно возникшие связи между элементами объекта и объекта с внешним миром при определенных условиях закрепляются в структуре объекта и уже с необходимостью воспроизводятся в его движении. Эволюция природы исходно представляла собой цепь случайных событий, которая в результате естественного отбора была закреплена в геномах живых существ и воспроизводится с необходимостью в развитии каждого индивидуального организма. Научно-технические открытия совершаются также  более или менее случайно, однако все  производственные технологии представляют собой их жестко увязанную цепь. И чем она длиннее, тем больше научно-технической информации она в себе заключает, тем выше степень переработки  природного материала и тем производство более высоко организовано.

В соответствии с неразрывным единством трех отношений объекта информация в своих функциях также триедина. Она одновременно – мера разнообразия коммуникаций, связей объекта с внешней средой; мера его устраненной неопределенности, отражения разнообразия внешнего мира в многообразие его свойств, мера его самобытности; и, наконец,  мера организованности и сложности его движения.

Отношения между элементами объекта удерживаются энергией. В связи с ее самопроизвольным рассеиванием, энтропией, для поддержания структуры объекта в стабильном состоянии и сохранении содержащейся в нем информации необходима энергия. Для внесения в объект новой информации и усложнения его структуры также необходима дополнительная энергия. Вместе с тем, важнейшее  свойство информации,  предопределяющее ее ключевую роль в эволюции природы и общества, - ее способность компенсировать массу и энергию объекта.  Как известно из  релятивистской механики,  в которой эта зависимость поддается четкому измерению,  масса составленной частицы меньше суммы масс образующих ее частиц  на объем, пропорциональный объему выделяемой при этом энергии (так называемый дефект масс). Структура объекта, скрепляя объединенные элементы в единое целое, высвобождает часть массы и энергии, заключавшейся в объектах до этого объединения. Налицо, таким образом, органическая, т.е. обусловленная организацией объекта, связь массы, энергии и информации: более высоко организованный объект, т.е. заключающий  в себе больше информации, имеющей больше связей между своими элементами, имеет относительно меньшую массу и удерживается в целостном состоянии относительно меньшей энергией. В соответствии с этой зависимостью мир развивается за счет появления объектов с более высокой организацией и более сложными формами поведения. Прогресс человека также выражается в том, что в результате развития производительных сил возрастание массы потребительских благ осуществляется при снижении удельной материало– и энергоемкости продуктов.

2. Информация организма

Физико-химические процессы самоорганизации материи по достижении определенного уровня их сложности привели к возникновению жизни на нашей планете, к возникновению и развитию организмов, способных за счет компенсаторной функции информации образовывать свободную энергию, воспроизводить свою собственную структуру на основе инициативного взаимодействия с окружающей средой, избирательного извлечения из нее и освоения необходимых для этого воспроизведения вещества  и энергии. Структура организмов основана на двоичной природе информации генома и реализует все функции последней. С возникновением живых организмов отношения между объектами преобразовались в двухзвенную систему субъект↔объект, в которой активное начало по изменению состояния организма заключено в нем самом. Формируется биосфера планеты.

В процессе эволюции у организма формируются органы чувств (анализаторы), отражающие воздействие на него внешнего мира в форме ощущений. Совокупность ощущений обеспечивает комбинаторную информационную взаимосвязь организма с окружающим миром  в соответствии с зависимостью Хартли. Возникновение анализаторов создало возможность фиксации  одного и того же свойства у множества предметов внешнего мира. На этой основе организм стал способен выделять в объектах окружающего мира, с которыми он приходил во взаимодействие, их общие, особенные и единичные свойства. Ощущения являются в конечном итоге единственным источником, откуда черпает свое содержание познание.

Согласно закону Вебера–Фехнера, сформулированному еще в 1860 году - задолго до Хартли и Шеннона, - возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии. Логарифмическая зависимость ощущений от внешних воздействий  предопределяет информационную природу познания и сознания на всех этапах их развития.

Развитие   единичных ощущений  и чувствительности, их объединение в комплексные ощущения, формирование целостного созерцания и восприятия объектов раздвинуло границы взаимодействия живого организма с окружающим миром, значительно расширило объем поступающей ему извне информации. Животные на основе ощущений приобрели способность опознавать в созерцаемых, пространственно отдаленных объектах существенные для себя признаки. Это позволило  им более организованно строить свое поведение.

В процессе деятельности (а в форме энтропии  – и в бездействии) организмом расходуется энергия, преобразуются ее материальные носители, возникает напряжение в его структуре, которое проявляется в форме потребности – информации нервной системы о нужде организма в определенных объектах внешней среды для восстановления его устойчивого состояния. Возникновение и переживание потребности в форме отрицательных эмоций – сигнал нарушения равновесия между системами жизнеобеспечения организма и в то же время – побуждение его к определенным действиям, направленным на удовлетворение потребности и восстановление равновесия, устранение неопределенности в поведении организма, внесение в его поведение информации по Шеннону. Удовлетворение потребности рождает положительные эмоции. У животных рождается психика.

Разные потребности играют разную роль в поддержании равновесия организма  и поэтому  переживаются с разной силой. Вместе с тем, и каждая отдельная потребность в зависимости от степени ее удовлетворения или неудовлетворенности порождает положительные  и отрицательные эмоции разной силы. Сравнение организмом направленности и силы различных   эмоций выступает в качестве регулятора очередности удовлетворения  потребностей.

Эмоции – на основе компенсаторной функции информации - являются и источником активности поведения живых существ. Они аккумулируют внутреннюю энергию организма для совершения определенных действий по удовлетворению потребностей путем воздействия   эмоциональных центров на его вегетативную нервную систему.

У животных, находящихся на этапе двухзвенной системы живой природы субъект-объект, потребности включают в действие генетически заданные программы действий (безусловные рефлексы) по поиску объекта потребления или овладению им. Формирование такой программы и ее изменения происходят по алгоритму Колмогорова на основе рекурсивной функции в результате случайных мутаций и их естественного отбора.

Безусловные рефлексы реализуют организующую функцию информации в поведении животного и обеспечивают однозначную и автоматическую его реакцию при воздействии  на него определенных раздражителей. Однако в процессе эволюции у ряда видов животных врожденные схемы поведения распадались на отдельные более короткие звенья, которые, подобно фишкам домино, были способны соединяться применительно к складывающейся ситуации,  в некоторой случайной последовательности и в более или менее длинные цепи вероятных действий. Выстраивалась вероятностная, иерархически организованная система инстинктов, которая значительно гибче генетически заданной последовательности действий.

Вместе с тем, животные, у которых центральная нервная система достигла определенного уровня дифференциации, приобрели способность к индивидуальному обучению более сложным, по сравнению с наследственными, формам поведения методом проб и ошибок, также реализующим рекурсивную функцию поиска кратчайшего пути к цели.

Важнейшая функция эмоций – наряду с регулированием очередности удовлетворения потребностей - заключается также в том, что они являются единственным психическим регулятором развития потребности. Положительные эмоции, возникающие при удовлетворении потребности, фиксируются в памяти организма и при возрождении потребности воссоздаются как предвкушение будущего потребления и будущего удовольствия.

В случае, если удовольствие от удовлетворения потребности оказывается меньше предвкушаемого, возникает отрицательное эмоциональное переживание – разочарование. Разочарование приводит к последующему снижению предвкушаемого  удовольствия и ослаблению потребности.

Если после разочарования между предвкушением и удовольствием  от потребления устанавливается равновесие, то возникает привыкание к объекту потребления. Привыкание приводит к автоматизму удовлетворения потребности, переходу этого вида деятельности организма с психического уровня на физиологический, высвобождению психической энергии и образованию у организма возможности для переключения высших отделов нервной системы на более сложные виды деятельности.

Если, наконец, полученная в процессе удовлетворения радость оказалась больше предвкушаемой, то полученный неожиданный прирост положительных эмоций переживается как восторг, несущий организму новую информацию по Шеннону о породивших его средствах.

Потребность максимизировать положительные эмоции и память о новых способах удовлетворения потребностей, таящих возможность неожиданной радости, побуждают животное и человека искать эти новые способы, выходить для их поиска из состояния покоя и равновесия, стремиться в неведомое, идти непроторенными дорогами.

3. Знаковая информация

Минимальный адаптационный период корректировки безусловнорефлекторных программ поведения организма в ответ на изменения в окружающей среде – продолжительность жизни одного поколения. В ходе эволюции природы стали возникать несоответствия между генетически заданной организацией поведения организма и более быстрыми изменениями, происходящими во внешней среде. Организмы начали запаздывать с реакцией на внешние раздражители. Все чаще возникали ситуации, когда заложенная в геноме программа поведения животного не позволяла ему успешно преодолевать возникающие проблемы.

Эволюционный кризис был преодолен благодаря тому, что в процессе формирования воспринимающей системы организмов их анализаторные системы фиксировали не только полезные, но и нейтральные свойства разных объектов. Среди них - пространственно-временные отношения между объектами и их свойствами. С усложнением организмов животные начали реагировать не только на сам объект потребности, но и на отдельные его нейтральные свойства или даже просто на нейтральные объекты, если они совмещались в пространстве и времени с объектом потребления. Носители нейтральных отношений начали выполнять функцию знака полезных или опасных свойств объекта.

Знак – это материальный предмет или его свойство, проявление, не имеющие непосредственного отношения к содержанию потребности организма, но выступающие в качестве носителя информации о полезном или опасном объекте. Благодаря знаку организм приобрел возможность получать информацию об объекте своей потребности, часто находящегося за пределами его непосредственного восприятия, и заранее подготовиться к контакту с ним. В системе знаковых отношений живого организма впервые физическая природа одного объекта стала носителем информации о другом объекте, непосредственно органами чувств не воспринимаемом. Возникает телекоммуникация (от греческого tēle – вдаль, далеко) - потенциально не ограниченная пространственно-временными параметрами передача информации от объекта к субъекту. Восприятие знака стало включать в действие механизмы поведения организма по овладению объектом потребности или по воздействию на него так же, как и восприятие самого объекта.

Возникающие знаковые отношения существенно повышали компенсаторные свойства информации, позволяли растениям и животным полнее осваивать пространственно-временные отношения окружающего мира и удовлетворять свои потребности со значительно меньшими временными и энергетическими затратами.

Знаковые информационные отношения в ходе эволюции закреплялись сначала генетически в безусловных рефлексах, а затем стали средством образования у животных на основе их индивидуального опыта разнообразных условных рефлексов. Условные рефлексы позволяли организмам предчувствовать вероятные встречи с объектом потребности, чтобы иметь возможность заранее организованно подготовиться к ней. Они обеспечивали более быстрое приспособление животных к изменяющимся условиям внешней среды на протяжении всей их индивидуальной жизни и становление индивидуальной системы их потребностей.

В качестве знаков, как установил академик Павлов, могли использоваться любые независимые физические процессы, но предшествовавшие или совпадающие во времени с обнаружением объекта потребности. Огромный и удивительный мир знаковых отношений, функционирующих в живой природе, был открыт в прошлом веке усилиями школы академика Павлова и основоположников этологии Хейнрота, Лоренца, Тинбергена.

С развитием знаковых отношений в рамках биосферы формируется богатейшая семиосфера (от греческого sēmeion – знак), существенно повышающая организованность и эффективность поведения как животного, так - позднее – и человека.

При отделении знака от обозначаемого предмета образуется уже трехзвенная материальная система субъект – знак - объект (рис.1), между элементами которой устанавливаются специфические информационные отношения.

                                                          З

 

 

 

 

                                      С                                    О

                                 Рис. 1. Знаковые отношения

 

Здесь: С – субъект, О – объект и З – знак объекта. Жирными линиями выделены знаковые отношения.

Система получила название треугольника Фреге - по имени немецкого логика-математика, впервые (в 1892 году) описавшего специфические информационные отношения, возникающие между образующими треугольник объектами. (Фреге, 1977).

Несмотря на информационное единство трехзвенной материальной системы С–З–О, между ее отдельными элементами складываются отношения, в каждом из которых знак выполняет особую функцию. Основой знаковой системы служат отношения между субъектом и объектом потребления (С– О), отражающие тождественность содержания потребностей живого организма и полезных свойств  внешнего объекта и определяющие смысловое содержание знаков. На их фундаменте развиваются   бинарные знаковые информационные отношения.

Отношение З-О  в треугольнике Фреге закрепляет связь формы знака З с полезными свойствами предмета О. Оно с одной стороны обозначает  содержание объекта, с другой - наполняет знак смыслом. Указанная связь характеризует семантические (от греческого sēmantikos – обозначение) информационные отношения.

Поскольку  знаком (З) обозначаются не отдельные предметы потребления, а все множество объектов с определенными свойствами, он становится носителем общих  свойств окружающего мира. Поскольку же знак как материальный носитель информации независим и от организма, и от обозначаемого объекта, знаки и знаковая информация становятся не только, подобно ощущениям, средством обобщения знаний об окружающем мире, но и средством накопления и передачи этих знаний в пространстве и времени, средством накопления смыслов.

С возникновением и развитием знаковых отношений уже в животном мире стало возможным представлять обобщающую знаковую информацию внешним образом, делать ее объектом созерцания и последующего анализа и обобщения, а также тиражировать через умножение носителей знаков и их смыслов. Благодаря внешним носителям стало возможным передавать эту информацию в пространстве и времени, от одного животного к другому, от поколения к поколению, минуя систему безусловных рефлексов. Вместе с тем, освоение значащей информации членами сообществ животных потребовало становления у них специальной формы поведения - индивидуального обучения системе знаков сообщества, ее смыслам и навыкам применения.

В условиях семиосферы те вещи и их отношения, которые не получали знакового обозначения, остаются для животного или человека только внутренним переживанием, не получают внешнего выражения и – соответственно –  не могут стать предметом практического или теоретического интереса других членов сообщества. Мысль корчилась безъязыкая.

Внимание организма привлекается не только к связям между отдельными знаками и объектами потребления, но и к связям между самими знаками, к тому, как зависимости между ними отражают характер отношений между обозначаемыми ими объектами. При постоянном применении совокупности знаков Зi между ними складываются синтаксические (от греческого syntaxis – построение, порядок) информационные отношения, фиксирующие более или менее длинные цепи взаимосвязей между знаками (З1–З2 3-…-Зi), которыми отражается уже характер взаимодействия между обозначаемыми ими предметами и явлениями Оi. В результате установления подобных связей между самими знаками и между ними и объектами потребления в животном мире формируются сложные рефлексы, включающие  достаточно длинную цепь разнообразных сигналов и соответствующих звеньев поведения. Рождается текст как структурно упорядоченная система знаков. Стало возможным строить цепь умозаключений независимо от восприятия реально действующих отношений. Если на уровне субъект-объектных отношений мышление животного еще неотделимо от его действий,  то теперь стало возможным мыслить до и после действий.

Достаточно сложные сочетания знаков включаются уже на раннем этапе эволюции природы в систему безусловных рефлексов животных. Может быть, наиболее впечатляющим из изученных учеными инстинктивных знаковых форм передачи информации в животном мире является "язык"  пчел,  посредством которого «разведчицы» предают «рабочим» пчелам информацию о направлении полета (относительно положения солнца), продолжительности полета от улья и источнике сбора (запах цветка). За  изучение  и расшифровку этого языка немецкий ученый Карл фон Фриш был удостоен в 1973 году Нобелевской премии.

Если в семантическом отношении структурная природа знака достаточно безразлична к содержанию обозначаемого, то в синтаксическом особые свойства знаков накладывают определенные ограничения на их способность адекватно выражать содержание обозначаемых процессов и отношений. Эти свойства должны позволять сочетать знаки, осуществлять с ними определенные структурные преобразования и на этой основе получать новые знания, делать выводы об особых свойствах окружающего мира. В синтаксических отношениях знаки выступают как самостоятельная, единая в своей развернутой форме и упорядоченная система, поэтому существенную роль в них начинают играть особые свойства самого знака, точнее – их системы.

Как известно, методы дифференцирования и интегрирования как процессы обратные один другому Ньютон и Лейбниц разработали независимо друг от друга. Однако Ньютон не придавал особого значения обозначениям, рассматривал интегрирование как задачу, а не как оперирование, тогда как Лейбниц с ранней молодости разрабатывал идею о пользе символических обозначений, которые служили бы мышлению нитью Ариадны. Именно поэтому новое исчисление с его понятиями и обозначениями дошло до нас в том виде, которое ему придал Лейбниц. (Бурбаки, с.15, 198-205).

Наконец, отношение З-С – это воздействие знака на организм, декодирование сообщения З-О, соотнесение смысла знака З со значением обозначаемого им объекта О для организма С, проявляемое через субъективное переживание знаковой информации. Семантические и синтаксические отношения формируются только потому, что знаки – непосредственно или после определенного преобразования - указывают животному на объекты потребления. Отношение З-С транспортирует через систему знаков информацию о возможном воздействии реального материального мира на поведение организма, включает соответствующие механизмы саморегуляции организма и подготавливает его к действию. Поэтому оно относится к области прагматических (от греческого pragma – действие, дело) информационных отношений.

Все три вида информационных отношений, подобно трем ипостасям христианского бога, неразрывно связаны между собой их общим смыслом, содержанием отображаемых в них материальных отношений С-О. Смысл – это передаваемая организму знаком или системой знаков информация о значении для него свойств  обозначаемого предмета.

При систематическом реальном подтверждении информационной тождественности знака и обозначаемого им объекта сам знак становится объектом потребности.  Возникает самостоятельная потребность в знаках и знаковой информации, принимающая форму интереса. Теперь при возникновении органической потребности животные осуществляют поиск уже не только непосредственных средств ее удовлетворения, но и разнообразных знаков этих средств.

Однако сами знаки, как отмечалось, становятся таковыми достаточно случайно. Между ними и обозначаемыми ими объектами нет необходимой связи. Знак является носителем значащей информации на основе отношения post hoc, но не propter hoc. В знаковой информации заложена только абстрактная возможность последовательности событий. В силу этого в прагматических отношениях случайная ценность знака достаточно часто является источником дезинформации.

С развитием знаковых отношений животные в целях более эффективной организации действий по удовлетворению своих потребностей стали использовать знаки не только для получения необходимой информации об окружающей среде, но и для оказания целенаправленного воздействия на поведение других членов своей популяции или даже других популяций - сородичей, партнеров и даже врагов (знаки угрозы). Знаки становятся средством активной передачи информации другим организмам, средством сообщения и общения.  Животное выступает здесь уже не только как получатель (адресат), но и как отправитель (адресант) информации. Оно совершает определенное знаковое движение для оказания конкретного воздействия на другую особь. Смысл знака стал определять характер отношений его отправителя и получателя.

Чтобы знаки могли служить средством общения, они должны быть носителями одной и той же  информации и для ее отправителя и для ее получателя. Это возможно только при условии, что знаки, применяемые участниками общения, имеют одну и ту же семантику, синтактику и - в основе своей - прагматику, имеют для участников сообщения один и тот же смысл, одну и ту же значимость. Члены сообщества, как теперь модно говорить, должны функционировать в общем информационном пространстве

Знаки, совместно используемые живыми организмами в качестве информационных регуляторов их совместного поведения, объединяют их в более сложное целое – в  совместно действующий организм, в сообщество. Количество связей, в которые вступает в составе сообщества каждое животное, и – соответственно - объем информации, которую оно вынуждено обрабатывать, многократно возрастают. В связи с этим сообщества в целом демонстрируют как более сложную организацию строения, так и более сложные формы поведения по сравнению с отдельным животным.

В рамках сообщества знаковая информация  преобразуется в языки  общения, которые объединяют в информационную целостность его членов – в случае семантической,  синтаксической и прагматической общности применяемых ими знаков. При отсутствии такой общности языки, наоборот, служат значащей границей,  отделяющей одно языковое сообщество от другого. В последнем случае между отдельными членами сообщества или даже между различными сообществами возникает  непонимание друг друга, которое при нежелании сторон найти общий язык может стать источником глубочайшего социального кризиса. Властью песни можно змей превратить в людей! Властью песни из людей можно сделать змей!

С возникновением сообществ формируются социальные потребности, которые обеспечивают развитие у животных способности к  жизни в составе  популяции, а у человека  - к совместной деятельности в обществе, коллективе. Структура потребностей членов сообщества характеризует параллелограмм сил самого сообщества. Согласованность действий членов сообщества обеспечивается совпадением их потребностей.  Общность потребностей, проистекающая  из общности условий жизни, всегда выступает в форме общего интереса, который предопределяет и общий вектор поведения животных и людей, объединяемых этими интересами в особую целостность. Знаковое согласование интересов членов сообщества становится средством повышения согласованности и организованности поведения целой популяции или даже биогеоценоза.

На уровне животного мира – в соответствии с механизмами накапливания знаковой информации - можно выделить два типа сообществ:

Первый тип - сообщества, функционирующие на основе генетически наследуемого  механизма поведения (анонимная стая, колонии насекомых - пчелы, муравьи, термиты). В таких сообществах отдельные животные как икринки схожи меж собою, не имеют индивидуальных особенностей, между ними отсутствуют какие-либо индивидуальные отношения. Все члены сообщества от рождения используют одни и те же знаки и одинаковым способом реагируют на них.  Французский исследователь поведения животных Шовен – в полном соответствии с теорией целостности – выдвинул положение, что  колония насекомых выступает в качестве некоего надорганизма, в котором отдельное насекомое – всего лишь небольшая частица, не имеющая самостоятельного значения и почти лишенная индивидуального существования. Все реакции насекомых определяются семьей, индивидуальные реакции подчинены исключительно интересам семьи. Ученый сравнивал колонии насекомых с устройством электронной вычислительной машины, мощность и функции которой в значительной мере определяются количеством и конфигурацией составляющих ее элементов. (Шовен, с. 19, 110-115).

Второй тип - сообщества, развивающиеся на основе условных рефлексов. Благодаря способности к восприятию нейтральных свойств объектов животные стали распознавать  не только генетические признаки своей популяции, но и отличия отдельных членов популяции друг от друга, стали узнавать друг друга в лицо или другим способом. Персональное узнавание партнеров в любых возможных ситуациях является предпосылкой группообразования. Сообщества начинают формироваться на основе индивидуальных отношений, складывающихся между животными. Сами сообщества становятся в силу этого менее массовыми, несут на себе печать особых отношений между его членами. На основе последовательного увеличения количества используемых между отдельными членами сообщества условнорефлекторных знаков происходит усложнение организационной структуры сообществ, форм поведения их членов: брачный союз, соседи, стая, иерархически организованное сообщество, дружеский союз. (Лоренц, 1998;  Шовен, 1965).

В качестве  более сложной целостности сообщества проявляют себя и в более сложных формах поведения. Внутривидовая конкуренция лежит в основе территориального поведения: более сильные животные или их колонии занимают и большие территории,. Все животные, закрепившие за собой определенный участок жизненного пространства, строят на нем свои жилища. В сообществе кооперируются усилия его членов для его защиты от внешних нападений. Высшие животные кооперируют свои усилия также при охоте на добычу -  в последнем случае часто с разделением функций между нападающими. Многие животные делают запасы пищи впрок. Некоторые виды муравьев не только убивают представителей других сообществ, но захватывают их личинки и выращивают из последних своих рабов.

Формирование условнорефлекторных сообществ породило у животных способность к воспроизведению навыков и умений, освоенных первоначально другими членами их популяции - способность к обучению. Наконец, у высших животных развиваются специфические формы знакового поведения – игры. Если обучение включает в цепь движений всю совокупность знаковых отношений – семантические,  синтаксические и прагматические, то в игре задействованы только первые два. Задача игры - не практическое овладение конкретными формами жизненного поведения, не обучение им, а двигательное знакомство с их совокупностью и – главное - развитие самой способности к обучению.

Совокупность описанных информационных отношений объекта, субъекта и знака, воплощенных в поведении животного и человека, в силу их неразрывного единства проявляет себя в форме матрицы информационных регуляторов поведения организма (таблица 1).

Представленная в таблице 1 структура информационных отношений и регуляторов поведения организма, сложившаяся в животном мире, является тем наследием, с которым предок человека вступил на дорогу, выводящую его из этого мира. Подобно структуре ДНК, предопределяющей все основные особенности будущего организма и закономерности его развития, унаследованная от животных структура информационных отношений и регуляторов также задает определенную логическую последовательность восхождения человека по ступеням его технологического, интеллектуального и социального развития.

4. Технологическая система

Уже животные время от времени используют орудия для защиты, добывания пищи, строительства жилья. Орудие – это материальный объект, который животное помещает между собой и другим  материальным объектом (предметом воздействия) и использует его в качестве средства преобразования последнего в объект потребления.

Однако все применяемые животными орудия являются одноразовыми. Выход предка человека из животного мира произошел, когда природные объекты, используемые им в качестве орудия, начали не только сохраняться, но им стали придаваться более целесообразные для этого воздействия формы. Тем самым орудия  приобрели функцию материального накопителя информации труда и средства ее перенесения в предмет труда.

В силу своего многократного использования при изготовлении продуктов средства труда играют в развитии производства и общества решающую роль. Они имеют

Таблица 1

Информационные регуляторы поведения организма

Информационные

отношения

Функции информации

1. Коммуникативная

2. Отражательная

3. Организующая

1. Материальные

1.1. Разнообразие материальных отношений

1.2. Усложнение структуры системы

1.3. Разнообразие реакций

2. Субъект- объектные

2.1. Разнообразие ощущений и  способностей восприятия

2.2. Разнообразие потребностей и переживаний

2.3.Разнообразие безусловных рефлексов

       Знаковые:

3.Семантические

3.1. Разнообразие знаковых отношений

3.2. Разнообразие способов декодирования и оценки знаковой информации

3.3. Разнообразие условных рефлексов и информационных потребностей

4. Синтаксические

4.1. Разнообразие связей между знаками

4.2. Разнообразие способов преобразования знаков

4.3. Развитие исследовательской потребности

5. Прагматические

5.1. Разнообразие знакового воздействия и каналов обратной связи

5.2. Усложнение процессов ценностной ориентации

5.3. Усложнение процессов саморегулирования и структуры сообществ








 

материальную природу, они плоть от плоти неживой, а позднее – и живой природы и содержат в себе – в соответствии со своей структурой - определенное количество информации. Однако их организация, количество заключенной в них информации и, соответственно, их свойства определяются уже не только и не столько их природной структурой, но - по мере исторического развития – все в большей степени количеством воплощенных в них человеческих знаний. Средства труда – это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания. (Маркс и Энгельс, т. 46, ч. II, с. 215). Каждое средство труда, в соответствии с тремя функциями информации, воплощает в себе, во-первых, знания о том, как его произвести, во-вторых, – как его использовать и, в-третьих, – знания о тех изменениях, которые можно с его помощью вызвать в предмете труда.

Регулярное применение орудий, благодаря тем положительным эффектам, которые оно порождало, закрепляло потребность в них.  Потребность в воспроизводстве и совершенствовании орудий вывела предка человека из его природной непосредственности, стала первой (и по времени возникновения и по значению) человеческой потребностью.

С применением орудий возникает четырехзвенная материальная система - будем называть ее технологической (см. рис.2). Она включает в себя (1) работника - субъекта действия, (2) орудие воздействия на предмет труда, (3) предмет труда, преобразуемый в предмет потребления, и (4) используемые в процессе труда знаки – материальные носители знаний работника об окружающем мире, в данном случае – о характере технологических отношений первых трех объектов. Формируется техносфера - производство продукта как система технологических отношений человека с окружающей средой. 

Рис.2. Технологические связи в процессе труда

 

Здесь: С – субъект действия, работник; О – орудие труда; П – предмет труда и потребления; З – знаки  элементов и результатов труда.

 

Как наглядно видно на рис. 2, в технологической системе по сравнению со знаковой и на ее основе возникают и развиваются три новых, орудийных отношения, которые становятся структуроопределяющими и под воздействием которых преобразуются и базовые – субъектные и знаковые.

1) Отношения О–П – преобразование предмета труда в результате орудийного воздействия на него в полезный продукт. Эти отношения воспроизводят на более высоком витке спирали эволюции и потому с другим наполнением исходные отношения материального мира объект–объект. Гегель называл это хитростью и могуществом разума, который, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом взаимодействии, не вмешиваясь непосредственно в этот процесс, все же при этом осуществляет лишь свою собственную цель. (Гегель, 1974, с. 397). Мы являемся свидетелями и участниками финала этой тенденции технологического развития производства - возникновения полностью автоматизированных предприятий (треугольник ЗОП), производящих продукты без непосредственного участия людей в технологическом процессе.

2) Отношения С–О – управление орудием, приведение его в движение и придание этому движению целесообразных форм для осуществления необходимого воздействия на предмет труда. Указанные отношения на новом уровне развития и с новым содержанием воспроизводят формируемые на ранней стадии эволюции природы отношения живого организма к внешнему объекту, отношения субъект – объект.

3) Отношения З–О – знаковые предписания по технологии применения орудий при изготовлении полезного продукта. Специфика этого отношения в том, что знак становится здесь носителем информации о полезных свойствах не только создаваемого предмета потребления, но и всех элементов производства. Поэтому сформированные в ходе эволюции живой природы знаковые информационные отношения (треугольник СЗП) включены в технологическую систему в качестве ее подсистемы. В составе этой системы они служат уже не только для проявления соответствия потребностей субъекта и свойств предмета труда и потребления (С – П), но приобретают и новые, целостные свойства – отражают в знаковой форме орудийную технологию изготовления продукта (С – О – П).

В совокупности указанные отношения определяют технологическую структуру производства продукта. В качестве элементов структуры эти отношения должны быть совместимы друг с другом, поддерживаться в пропорциональном  состоянии. Информация, заключенная в этих отношениях, образует инфокоммуникационную инфраструктуру всех общественных отношений, а рост ее количества, ее умножение в них – основу  развития общества.

Информационная сложность перехода от трехзвенной системы к четырехзвенной – в удвоении количества связей между взаимодействующими элементами системы. Если в трехзвенной системе (субъект – знак – предмет потребления) животное должно в своем поведении учитывать три вида отношений между собой и двумя независимыми объектами и шесть связей (прямые и обратные в каждом отношении), то при объединении орудийной и знаковой систем в новую целостность, переходе к четырехзвенной системе количество отношений и связей в ней – это наглядно видно на рис. 2 - удваивается. Предку человека на овладение этим информационным богатством потребовались миллионы лет.

В процессе добычи, а затем и производства продукта человек, используя орудия труда, преобразует структуру  предмета труда и вносит в него новую информацию. В результате в продукте увеличивается ее общее количество и соответствующим образом меняются его полезные свойства.

Чтобы быть способным внести в продукт новую информацию, сам труд должен быть его носителем (С-З-О-П). Разные продукты труда требуют для своего создания конкретных видов деятельности и конкретных целесообразных форм движений работника при последовательной обработке предмета орудием. Движения пахаря отличаются от движений столяра или движений кузнеца. Своими целесообразными действиями человек сообщает соответствующие движения орудию, выступающему в качестве канала внесения информации в предмет труда. Благодаря этому структура предмета труда преобразуется вполне определенным образом, в него вносится новая информация, содержащаяся как в конкретных формах труда, так и в движении орудия.

Но передача любой информации, в том числе и информации, вносимой человеком в предмет труда с помощью орудия, требует определенной энергии. Для приведения орудия во взаимодействие с предметом труда в начале исторического процесса развития производства работник использует только свою свободную энергию (С-О-П).  Эта энергия сообщается орудию, которое человек своими действиями приводит в движение, придавая ему при этом целесообразные формы. В последующем между человеком и рабочим орудием, непосредственно воздействующим на предмет труда,  были встроены специальные энергетические и транспортные орудия, многократно усиливающие мощь человека. В развитии системы орудий как овеществленной силы знания, росте на этой основе производительности общественного труда в производстве проявляется действие компенсаторной функции информации.

Двойственную природу труда более чем 150 лет назад раскрыл и проанализировал Маркс. Введением категорий конкретного и абстрактного труда Маркс сделал предметом анализа в экономике взаимодействие трех начал:

вещества природы (П) – конечного объекта трудового воздействия, преобразуемого в процессе производства в полезный продукт;

конкретного труда (С-З-О-П) – целесообразно организованных и упорядоченных в соответствии с потребностями и применяемыми орудиями форм труда, обеспечивающих внесение в предмет труда новой информации и его структурное преобразование в полезный продукт; и

абстрактного труда (С-О-П) – расходования человеческой рабочей силы, энергии живого труда, обеспечивающей движение в целесообразных формах орудия труда  и перенесение в предмет обработки информации конкретного труд.

В связи с органической взаимосвязью учения Маркса о двойственной природе труда с теорией информации представляется совершенно справедливым его вывод о том, что двойственная природа труда является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической экономии. (Маркс и Энгельс, т. 23, с. 50).

Всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации. (Винер, с. 234). Скрепляющим звеном технологической структуры производства – и это наглядно видно на рис. 2 – служат орудия труда. Будучи овеществленной силой знания, они являются материализованной памятью человека, объединяющей, подобно ДНК, ее владельцев в единый социальный организм и обеспечивающей преемственность знаний и опыта поколений. Поэтому экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как продукты производится, какими средствами труда. (Маркс и Энгельс, т. 23, с. 191). Каждая новая эпоха опирается как на знания, накопленные предшествующими поколениями, так и на вновь приобретенные и воплощенные прежде всего в средствах производства.

Общий объем переносимой трудом в полезный продукт информации определяется как массой применяемого труда, массой приводимой в действие энергии труда, так и развитостью, сложностью самого труда.  Последнее же зависит от сложности применяемых в производстве орудий и от умения и навыков человека в обращении с ними, от его способности переносить в продукт в единицу времени определенное количество информации.

На исходном этапе формирования и развития технологии производства орудия последовательно заменяют человека в функции непосредственного физического воздействия на природный предмет труда (отношение О-П на рис. 2). Процесс передачи информации в продукт осуществляется через приведение орудие в прямое взаимодействие с предметом обработки и соответствующую трансформацию структуры  последнего. Человек на этом этапе непосредственно своими усилиями приводил орудие в действие (отношение С-О) и придавал его движениям целесообразные формы (отношения С-З-О). Поскольку именно орудия здесь становятся основным материальным средством хранения и перенесения в продукт накопленной человеческим сообществом информации, производство на их основе выступает в целом как орудийное.

Следующий качественно новый этап развития технологии изготовления продуктов связан с передачей человеком средствам производства его умений и навыков в обращении с  рабочими  орудиями для целесообразного преобразования  предмета труда (отношение З-О-П). Конкретные формы целесообразных движений стали задаваться теперь орудию уже не человеком, а машиной. В связи с этим именно она стала главным носителем материализуемой информации и каналом ее внесения в обрабатываемый предмет труда. Производство стало машинным.

Наконец, как в ходе эволюции поведение животных стало регулироваться знаковыми отношениями, так и в ходе развития производства были созданы и стали неотъемлемыми элементами технологии создания продуктов технические средства (компьютеры, телекоммуникации), взявшие на себя функции человека по хранению, переработке и передаче разнообразной знаковой информации в ходе управления производственными процессами,  в ходе проектирования продуктов и технологических систем, координации различных сопряженных производств (отношения З-О-П-З).  Производство становится автоматизированным.

С применением работниками при изготовлении продуктов новых средств и способов преобразования вещества, энергии и информации (треугольник СОП на рис. 2) и подъемом производства на новый, более высокий этап технологического развития неизбежно рождаются новые навыки и умения в обращении с ними (треугольник СОЗ), новые потребности (треугольник СЗП), трансформируются логика мышления и  методы знакового отражения производственного процесса (треугольник ЗОП). Соответствующим образом трансформируются отношения между людьми.

5. Социально-экономические отношения

Люди всегда противостояли окружающему миру в рамках сообщества. В процессе совместной деятельности они неизбежно при этом вступали в различные отношения друг с другом. В сообществе, основанном на орудийном добывании и воспроизводстве продуктов, они воздействовали друг на друга уже не только непосредственно и разнообразными знаками, но и посредством орудий и продуктов своей деятельности. Между ними по сравнению с сообществом животных образуются принципиально новые материальные взаимоотношения, заключающие в себе качественно новую информацию и формирующие принципиально новые целостные свойства, которые по мере развития технологии производства существенным образом преобразуют и их знаковые отношения и всю структуру сообщества (см. рис. 3).

 

Рис 3.Система производственных воздействий

Здесь: С1 – субъект действия; С2 – субъект воздействия; О1,2 – орудия труда и воздействия; П1,2 – предметы труда и потребления; З1,2 – знаки  элементов, процессов и результатов труда, социальные знаки

Отношения (С1О1П1 ↔ С2О2П2) связаны с воспроизводством продукции, практическим освоением окружающей среды, с хозяйственными отношениями работников С1 и С2 и образуют область их материальных экономических отношений и материальной экономической информации. При этом, как это явственно видно на рис. 3, формируются две тесно взаимосвязанные, но относительно самостоятельные области продуктовых (С1П1 ↔ С2П2) и орудийных (С1О1 ↔ С2О2) отношений. Первые связаны с разделением труда между отдельными производителями, возникновением продуктообмена и развитием товарно-денежных отношений. На основе вторых формируются отношения собственности на средства производства, отношения сотрудничества или господства и подчинения и социальная структура общества. Совокупность указанных производственных отношений общества образует сферу экономики (от греческого oikonomikē – искусство ведения домашнего хозяйства), тот материальный фундамент, на котором развивается многоярусная система социальных отношений.

На базе исторически определенных производственных отношений складываются соответствующие межличностные  отношения С1 ↔ С2, получающие свое выражение в социальной структуре общества и системе морально-нравственных норм поведения (С1О1 З1↔ С2О2З2).

Наконец, на уровне образного и понятийного мышления развивается богатейшая система знаковых отношений С1 З1↔ С2З2, воплощающихся в художественном и научном отображении богатства социальных и природных связей, в идеологических (в том числе религиозных) и правовых прагматических установках.

6. Ступени технологического подъема

Во все исторические эпохи масса энергии труда, используемой для внесения информации в предмет труда и создания полезных продуктов, ограничена наличной численностью трудоспособного населения и его физическими возможностями к трудовой деятельности определенной продолжительности и интенсивности. В связи с этим количество информации, вносимой трудом в продукт производства, возрастало прежде всего за счет применения все более разнообразных и сложных орудий и других средств производства, обеспечивающих увеличение доли переносимой ими в продукт информации по сравнению с информацией, вносимой живым трудом.  При этом - в соответствии с логикой проявления природы информации – открытие новых орудий предопределялось последовательной реализацией отражательной, организующей и коммуникативной ее функций, в связи с чем матрица информационных регуляторов поведения животного, представленная в таблице 1, преобразуется в матрицу технологических отношений и функций (рис. 4).

 

Рис. 4. Технологические отношения и функции процесса труда

Здесь:  1 – постановка целей, выбор производимого продукта;    2 –  обоснование новых свойств и системы параметров воспроизводимых продуктов; 3 – формирование программы действий по организации производства; 4 – определение возможных технологий и проблем их построения; 5 – выбор технологического процесса и определение необходимых отношений между его элементами; 6 – обоснование системы производственных требований к звеньям технологического процесса; 7 – формирование реальной технологии производства продуктов; 8 – отработка технологических процессов; 9 – сочетание действий техники и человека; 10 – система орудийных регуляторов; 11 – средства регулирования орудийными операциями; 12 – регулирование орудийным воздействием на предмет труда; 13 – воспроизводство энергетических и транспортных средств; 14 – специализация воспроизводства орудий и продуктов; 15 – орудийное воздействие на предмет труда.

 

При становлении технологического способа производства исходным, революционизирующим моментом является применение новых средств внесения информации в предмет труда и новая организация самого процесса труда, требующая новых навыков обращения с новым орудием, знаний новой технологии, новых взаимоотношений  с членами сообщества. В связи с этим трансформация способа производства всегда начинается с применения новых средств реализации отражающей функции информации (функции 15,12,9 на рис. 4 - применение в технологических процессах орудия, машины, компьютера).

Новые средства первоначально создаются на основе старых технологий. Поэтому следующей стадией (укладом) в развитии нового технологического способа производства становится создание собственной инфраструктуры для воспроизводства новых средств производства в массовом масштабе, которая трансформирует на новой технологической основе все смежные производства и ранее существовавшие хозяйственные связи, преобразует всю технологическую структуру производства (организующая функция информации).

Наконец, на завершающей стадии формирования новой технологии производства появляются соответствующие ей средства коммуникации для передачи от производителя к потребителю материальных продуктов, энергии и информации (коммуникативная функция информации), на основе которых происходит интеграция всех этапов процесса производства на единой технологической основе.

Применение новых средств преобразования вещества, энергии и информации при реализации одной из функций информации неизбежно трансформирует соответствующим образом технологические способы их преобразования при осуществлении других функций: навыки и умения в обращении с орудиями, характер мышления, потребности, а также социальные  формы организации производства.

Замена человека орудием в каждой технологической функции матрицы на рис. 4 удлиняет каждый раз на одно звено алгоритм орудийного внесения информации в продукт. Происходит – в соответствии с алгоритмическим подходом к определению количества информации – сложение звеньев переработки материализованной информации в технологический процесс изготовления продукта, увеличение количества информации, вносимой в продукт средствами производства, а также совершенствование методов обобщения информации, ее обработки и внесения в продукт живым трудом.

Каждая очередная орудийная материализация функций обработки информации лежит в основе длинных волн смены технологических укладов (Кондратьев) и знаменует революционный переворот в производстве и обществе. Последовательное воспроизведение отражательной, организующей, и коммуникативной функций информации на каждом более высоком этапе развития производства (но каждый раз в новой социальной форме) лежит в основе спирали развития человеческого сообщества.

Последовательные ступени технологического и социально-экономического подъема на рис. 4 можно охарактеризовать  ключевыми моментами. На этапе своего становления (функция 15) человек изобрел множеств орудий, но все орудия изготавливал индивидуально применительно к собственным потребностям и особенностям. При этом обеспечивать свое воспроизводств даже при активном применении орудий он мог только при совместной добыче предметов потребления, в рамках   первобытнообщинного строя. Специализация в изготовлении орудий (функция 14) привела к возникновению частного ремесленного труда и его разделению на профессии, к развитию частной собственности на орудия труда, к обмену продуктами и рождению товарно-денежных отношений. Способность отдельного работника производить продуктов больше, чем нужно для собственного воспроизводства, породила рабовладельческий строй. Превращение работника из говорящего орудия в самостоятельного субъекта действия, применение в производстве тяглового скота, энергии воды и ветра (водяные и ветряные мельницы, парусный флот) - функция 13, комплексная орудийная реализация трех функций информации (функции 13-15), частная собственность на орудия труда и феодальная – на землю  сформировали феодализм.

 Замена навыков и умений человека машиной в функции 12 создала возможность одновременной его работы  со множеством орудий, породила первую промышленную революцию и частнокапиталистическое  общество. Развитие машиностроения, в т.ч. транспортного и энергетического, производство разнообразных машин с помощью самих машин (функция 11) привели к быстрому росту и концентрации производства, развитию акционерного капитала и монополистического капитализма.  Создание транспортных коммуникаций, электродвигателей разной мощности, линий электропередачи, телефонной и радиосвязи (функция 10) способствовали развитию комплексных механизированных систем по производству самых разнообразных продуктов (функции 10-12), государственной инфраструктуры и государственно-монополистического капитализма.

Вторая промышленная революция связана с заменой человека в функции переработки знаковой информации при регулировании технологических режимов работы системы машин компьютерами (функция 9). Автоматизация производства обеспечивает высокое и однородное качество производимой продукции, в массовом порядке высвобождает из технологического процесса рабочих-станочников и управленческий аппарат, занятый обработкой информации, форсирует развитие малых предприятий. Автоматизация проектирования (функция 8) и  развивающиеся на этой основе гибкие производственные системы служат предпосылкой для быстрого роста инновационных предприятий и олигополий, ориентирующихся в их деятельности на быстрейшее удовлетворение индивидуальных запросов потребителей. Интернет (функция 7) форсирует образование транснациональных корпораций, глобализацию экономики и социальных отношений, объединяют в единую систему уже в масштабе планеты реализацию всей совокупности информационных функций 9-15.

Компьютерные технологии  преобразуют общество в информационное. Вся  информация – научная, техническая, технологическая, социальная, художественная и т.д., которую человек стал обрабатывать, передавать и хранить на   компьютерах, – впервые  с момента ее использования человеком представлена теперь в натурально-естественном двоичном виде, следовательно, сопоставима, несмотря на все ее качественное многообразие в реальной жизни. Но тем самым созданы предпосылки для ее  упорядочения и поиска на ее основе фундаментальных  законов развития природы и общества.

7. Горизонты подъема

Матрица технологических  отношений и функций труда (рис.4) позволяет не только упорядочить исторические ступени технологического развития производства и общества, но и – подобно периодической системе элементов Менделеева – делать выводы о содержательном характере будущих технологических укладов и форм их социальной организации, возможных сроках их осуществления, а также о степени отставания  развивающихся стран от промышленно развитых.

Вторая промышленная революция связана – через систему машинных программ – с реализацией в машинных технологиях семантической функции информации. В настоящее время зарождается третья промышленная революция, ставящая своей задачей путем использования синтаксической функции информации (функции 4-6) обеспечить упорядочение знаковой информации и ускорение на этой основе всех производственных и социальных процессов. На первом ее этапе (функция 6) компьютеры уже в настоящее время используются для стандартного описания жизненного цикла продуктов и упорядочения всех процессов перехода от одной стадии цикла к другой (калстехнологии). Наука реально становится непосредственной и всеобщей производительной силой, создавая необходимые предпосылки для включения всего человечества в научное обоснование своего будущего развития (функции 1-3).

Хотя мы находимся только на первом этапе компьютерной революции, можно утверждать, что процесс машинизации труда завершается. Машинные системы преобразуют теперь не только вещество и энергию природы, они все более широко трансформируют информацию, перенося ее в соответствии с общественной потребностью с исходного носителя на любой другой: с природно-вещественного на нейронный, с нейронного на знаковый, со знакового на материализованную в продукте.

Создание компьютерных технологических систем, их компьютерное проектирование, использование компьютерных технологий для получения научных знаний, обучения людей и определения целей развития человеческого сообщества создают возможность для гармоничного развития отношений человека с природой, для формирования  в соответствии с предвидением Вернадского ноосферы, царства Разума на Земле. Однако будет ли эта возможность реализована, зависит от того, в какой мере будут гармоничными общественные отношения.

Литература:

Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1962

Винер Н. Кибернетика. - М.: Советское радио, 1968

Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. М., 1974

Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия “количество информации”. - Сб. «Проблемы передачи информации». Том 1, 1965, вып. 1

Коробко В.И., Примак Г.Н. Золотая пропорция и человек. Ставрополь, 1992

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе, тт.1-50

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок их хаоса. М.: Прогресс, 1986

Фреге Г. Смысл и денотат. - Сб. «Семиотика и информатика». Восьмой выпуск. М., 1977

Фриш К. Пчелы, их зрение, обоняние, вкус и язык. М., 1955

Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963

Шовен Р. От пчелы до гориллы. М., 1965

CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support – непрерывная информационная  поддержка жизненного цикла изделия) в авиастроении/ Братухин А.Г., Давыдов Ю.В., Елисеев Ю.С., Павлов Ю.Б., Суров В.И. – М.: МАИ, 2000